ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ
Настоящий этический кодекс определяет стандарты поведения исследователей в работе с несовершеннолетними детьми







Разработано Институтом детства OYNA







2021 г.


Оглавление

Введение............................................................................................................................... 3
Используемые определения.......................................................................................... 3
Вред и польза...................................................................................................................... 4 Информированное согласие ......................................................................................... 5 Конфиденциальность данных участников исследования ................................... 6 Оплата и компенсация..................................................................................................... 7 Исследование и публикация результатов................................................................. 7


Введение

Настоящий этический кодекс разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, рекомендациями Американской психологической ассоциации и ERIC (Ethical Research Involving Children) – совместного проекта исследовательского офиса детского фонда ЮНИСЕФ «Инноченти», Международной исследовательской сети Childwatch, Центра детей и молодежи Университета Southern Cross, Австралия, и Центра по проблемам детей Университета Отаго, Новая Зеландия.

Настоящий этический кодекс определяет стандарты поведения исследователей в работе с несовершеннолетними детьми. Целью Кодекса является обеспечение благополучия и защиты прав отдельных лиц и групп, с которыми проводится работа. Охватываемые области включают, но не ограничиваются, клиническую, консультационную и школьную практику психологии, исследовательскую работу, обучение, наблюдение за стажерами, государственные услуги, разработку политики, социальное вмешательство, разработку инструментов оценки, проведение оценки, образовательное консультирование, организационный консалтинг, судебную деятельность, разработку и оценку программ и администрирование. Настоящий этический кодекс распространяется на эти виды деятельности в различных контекстах, таких как личное взаимодействие, по почте, телефону, интернету и другим видам электронного взаимодействия.

Исследователи предоставляют услуги, обучают и проводят исследования с населением и в районах только в пределах границ своей компетенции, основанных на их образовании, обучении, опыте под контролем супервайзера, консультациях, учебе или профессиональном опыте.
Используемые определения

Исследование – комплекс меропрятий по сбору и фиксации информации о субъекте исследования путем сбора данных через наблюдения, опросы, интервью и др.

Ребенок/дети – лицо, не достигшее 18 лет.

Этический наблюдательный совет – постоянно действующий орган при университете, который осуществляет контроль за соблюдением этических норм при проведении научных исследований университета с участием людей.
Исследователь должен пройти соответствующее обучение и сертификацию, позволяющую ему/ей проводить исследование с участием детей.
Вред и польза

Исследователи стремятся принести пользу тем, с кем работают, и не нанести вред. Ученый, проводящий исследования с участием детей, должен обосновать включение детей в исследовании и защищать их от вреда во время и после окончания исследования, с дополнительным акцентом на детей, которые особенно уязвимы.

Исследователи осознают и уважают культурные, индивидуальные и ролевые различия, в том числе по возрасту, полу, гендерной идентичности, расе, этнической принадлежности, культуре, национальности, религии, полу, ориентации, наличии инвалидности, языку и социально-экономическому статусу и учитывают эти факторы при работе с такими группами.
1
У исследователя должны быть четкие и обоснованные причины, почему необходимо включать детей в исследование, с возможностью продемонстрировать, что подобных данных еще нет. Дети должны быть защищены от чрезмерного исследования и недостаточного исследования.
2
Исследователи ответственны за защиту детей от любого физического, социального и эмоционального вреда, который может быть причинен участием в исследовании. Исследователи должны предусмотреть все возможные варианты причинения вреда и предотвратить их, включая максимальное снижение уровня стресса для детей, которые принимают участие в исследовании. Исследователи должны защитить детей от причинения вреда самим себе.
3
Исследователи должны проявить особую осторожность в проведении исследований с детьми, которые особенно уязвимы (сироты, отделенные от семьи, с особенными потребностями, имевшие контакт с людьми с ВИЧ или зараженные ВИЧ, подвергавшиеся стрессу или насилию).
4
Дети без сопровождения должны участвовать только в исследованиях, которые принесут им пользу.
5
Распространение результатов не должно ставить под угрозу риска или стигматизации детей, подростков или их семьи ни в настоящем, ни в будущем.
6
Все исследования должны иметь запланированный протокол действий на случай, если у участников возникнет беспокойство или понадобится поддержка и/или помощь.
7
Ответственность исследователей за обеспечение безопасности ребенка первична ответственности за сохранение конфиденциальности.
8
Исследователи обязаны ввести ребенка в курс процедуры проведения исследования, рассказать об этапах и получить согласие ребенка на проведение исследования.
9
Исследователи должны обсуждать конфиденциальную информацию участников только с теми, кто имеет непосредственное отношение к исследованию.
Информированное согласие

1. Исследователи должны получить полное согласие ребенка на участие в исследовании. Также исследователи должны получить письменное согласие от родителя или опекуна ребенка.

2. Дети должны знать, от кого еще исследователь получает согласие (родитель, опекун).

3. Дети, которые не могут подписать согласие, дают его устно.

4. Согласие детей и молодежи на участие в исследовании должно быть добровольным. Дети не должны быть соблазнены, убеждены или запуганы дать согласие на участие.

5. Язык информирования детей о процедуре исследования должен быть понятным и соответствующим их возрасту. Исследователь должен убедиться в том, что ребенок понимает, на что соглашается.

6. Согласие должно быть задокументровано должным образом.

7. Исследователи должны получить отдельное согласие на ведение аудио- и видео-записи, а также фотосъемку, кроме случаев, когда исследование проводится через наблюдение за детьми в общественных местах и не предполагает использование полученных данных, которое может нанести вред личности ребенка.

8. Форма информированного согласия должна включать информацию о:

a) цели исследования, предполагаемой продолжительности и процедурах;

b) праве участников выйти из исследования в любой момент времени и по любой причине;

c) предвидимых последствиях отказа от участия;

d) потенциальных рисках, дискомфорте или неблагоприятных последствиях участия в исследовании;

e) прогнозируемой пользе от участия в исследовании;

f) ограничениях конфиденциальности;

g) стимулах для участия;

h) данных контактных лиц по вопросам об исследовании и правах участников.

9. Исследователи могут обойтись без письменного информированного согласия в случаях, когда исследование не подразумевает причинение какого-либо стресса и/или включает (а) изучение обычных образовательных практик, программ или методов менеджмента класса в образовательных заведениях; (b) только анонимные опросники, наблюдение в естественной среде или изучение архивных данных, в которых раскрытие ответов участников исследования не подвергнет их риску уголовной или гражданской ответственности и не нанесет ущерб их финансовому положению, возможности трудоустройства или репутации, а их конфиденциальность будет защищена.

10. Исследователь должен разъяснить полностью всю процедуру исследования участникам. В случае, если подобное объяснение подействует на результаты исследования, ученым следует найти способ объяснить исследование без раскрытия деталей, которые повлияют на его ход, а также обосновать, почему они не могут поставить в известность участников исследования о всех процедурах сбора информации. Обоснование должно наглядно демонстрировать предполагаемую научную, образовательную или прикладную ценность и что использование альтернативных процедур не является выполнимым. Исследования, которые предполагают нанесение большого эмоционального стресса или физической боли, не могут прибегать к нераскрытию деталей участникам.

11. Исследователь должен ответить на все вопросы участников о природе, результатах и выводах исследования. Если научная ценность исследования оправдывает неразглашение этих данных участникам, то исследователь должен предпринять все возможные меры, чтобы снизить риски для участников.
Конфиденциальность данных участников исследования

1. Конфиденциальность должна быть соблюдена и личности участников защищены.

2. Если ребенку важно присутствие родителя во время исследования, ученому следует согласиться.

3. Исследователь может нарушить правило конфиденциальности, если подозревает, что ребенок был подвержен насилию, или имеет основания полагать, что безопасность ребенка или другого человека находится под угрозой. Исследователь должен предупредить участника исследования о такой возможности до начала исследования, во время получения согласия, и иметь запланированный план действий на такой случай.

4. Протокола о сохранении конфиденциальности данных должны быть максимально понятными и ясными всему научному персоналу.

5. Данные должны храниться в надежном защищенном месте, которое закрывается на ключ. Данные должны храниться отдельно от информации, идентифицирующей участников исследования. Личная информация об участниках должна быть доступна только тем, кто с ней работает непосредственно.

6. Исследователь должен уведомить участников исследования о том, как будет использована полученная информация.

7. Если конфиденциальная информация об участниках исследований вводится в базы данных или системы записей доступны для лиц, которые не были указаны в форме информированного согласия, исследователям следует использовать кодирование или другие методы, чтобы избежать идентификации личности участников исследования.
Оплата и компенсация

Рекомендуется избегать оплаты участия в исследовании, поскольку это может повлиять на участие, а также быть расценено как давление на участников исследования, создать чувство долженствования у участников либо стать формой контроля. Компенсация за затраченное на исследование время не должна зависеть от ответов участников или их поведения в процессе исследования, включая решение отказаться от участия в процессе. Любая форма компенсации должна быть продумана заранее и согласована с Этическим наблюдательным советом до того, как набирать участников исследования.
Исследование и публикация результатов

В случае, когда результаты исследования планируются к публикации, необходимо одобрение Этического наблюдательного совета.

1. Исследователь должен предоставить план исследования до того, как начинать сбор данных. Последующее проведение исследования должно полностью соответствовать одобренному плану.

2. В случаях, когда исследование проводится профессором со своими студентами, должны быть предприняты дополнительные шаги защиты участников. Когда участие в исследовании входит в обязательный перечень заданий для студента либо проводится за дополнительную оценку, студентам должна быть предложена альтернатива получения оценки другим способом, если они не хотят принимать участие в исследовании.
Made on
Tilda