РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ
Международные организации, как ОЭСР, ЮНИСЕФ и Всемирный банк, отмечают достижения казахстанских детских садов в вопросах охвата, но также заявляют, что необходимо предпринять действия для улучшения их качества, чтобы гарантировать, что инвестиции в данное направление имеют влияние. Согласно многочисленным международным и национальным докладам, увеличение количества детей в дошкольных организациях не обязательно сопровождается улучшением качества образования. Это подтверждается долгосрочными исследованиями нобелевского лауреата экономиста Джеймса Хекмана, утверждающего, что низкое качество дошкольного образования может навредить ребенку.

В контексте Казахстана практически отсутствуют данные и исследования о качестве дошкольного образования в Казахстане, а несколько публикаций, которые есть в этой области, подчеркивают низкое качество дошкольных учреждений и рекомендуют правительству расширить доступ к качественному дошкольному образованию для всех детей путем повышения уровня человеческих ресурсов (1). Эта рекомендация также соответствует выводам международных исследований: качественное обучение воспитателей дошкольного образования и непрерывное профессиональное развитие оказывают благотворное влияние на качество обучения младших детей (2).

Опыт скандинавских стран считается одним из передовых в области дошкольного образования в мире, где отражается образовательная политика и процесс, ориентированный на детей. Это достигается, в первую очередь, качественной подготовкой педагогических кадров для работы в детских садах. В Казахстане уровень подготовки кадров в области дошкольного образования осуществляется на низком уровне, программы не учитывают последних научных данных, а также не предоставляют практических навыков работы с современными детьми, поскольку при вузах нет специальных лабораторий, в которых бы осуществлялась должная практическая подготовка кадров. Согласно данным НОБД (Национальная образовательная база данных) за 2020 год, доля воспитателей с высшим образованием по специальностям дошкольного воспитания и обучения составляет 31,94%, а доля воспитателей с техническим и профессиональным образованием по специальности – 23,38%. Остальные почти 45% не имеют высшего или профессионального образования по дошкольному воспитанию и обучению. Стоит также принять во внимание, что в НОБД не отражаются данные по различным центрам развития и другим организациям, которые юридически не имеют статуса организаций образования, однако предоставляют образовательные услуги.
Текущие проблемы с кадрами
Недавно опубликованный Национальный доклад Информационного аналитического центра «Состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан по итогам 2020 года» (3) подчеркивает ряд проблем в сфере дошкольного воспитания и обучения:
нехватка специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
низкая квалификация кадров (например, доля педагогов ДО от их общего числа, имеющих высшую категорию, составляет лишь 9%, первую — 15,5%, вторую — 24,6%. Вторая половина педагогических работников ДО не имеют категории вообще (48729 чел., или 50,9%). Рис.1);
отсутствие у более чем 42000 воспитателей высшего или профессионального образования в сфере (отметим, что нянечки не считаются педагогическими работниками и не засчитываются в общую численность работников, хотя контактируют с детьми весь день и должны быть учтены);
тенденция снижения числа молодых кадров в возрасте до 30 лет, доля которых в 2020 г. составила 23,9% (22905 чел.) (2018 г. — 27,9%, или 26499 чел., 2019 г. — 26,5%, или 25724 чел.);
устаревание и нехватка кадрового состава (каждый 5-й педагог ДО в возрасте от 50 лет и выше, потребность в педагогических кадрах ДО составляет 7317 человек).
Исследование, проведенное ЮНИСЕФ в 2022 году «Оценка осведомленности, отношения и практики отслеживания развития детей дошкольного возраста в Республике Казахстан в 2021-2022 гг.» (4), показало недостаточный уровень знаний у родителей и специалистов сферы. Например, только 78% специалистов из области образования знают, что «Избыточный стресс, испытываемый матерью во время беременности и в 1 год жизни ребенка, может повлиять на развитие мозга ребенка» и 41% таких специалистов уверены, что «если брать ребенка на руки каждый раз, когда он плачет, это не пойдет ему на пользу». Это сигнализирует нам о недостаточных знаниях специалистов в сфере раннего развития детей (нейронаука, теория привязанности и др.). Следующий график демонстрирует отношение специалистов к мероприятиям по раннему детскому развитию:
Следующий график показывает знание основных этапов развития детей в дошкольном возрасте. Наглядно виден крайне низкий уровень знаний специалистов по этапам развития: Язык и коммуникация, Когнитивное развитие и развитие мозга, Движение и физическое развитие, Социальное и эмоциональное развитие.

Некоторые из предложенных ЮНИСЕФ рекомендаций включают:
Все эти рекомендации невозможно выполнить без институциональной поддержки и специальных программ подготовки кадров.
1
Увеличение и усиление государственного финансирования раннего детского развития;
2
Укрепление многосекторальных политик и систем в системе раннего детского развития;
3
Расширение и укрепление многосекторального программирования и предоставления услуг в области раннего детского развития и потенциала специалистов в различных секторах;
4
Усилить коммуникацию и адвокацию по услугам в сфере раннего детского развития;
5
Усилить сбор данных и подготовку фактических данных по услугам.
В свою очередь, Институт детства OYNA обращает внимание на такие проблемы, как:

1
Отсутствие научно-исследовательской базы. В Казахстане отсутствуют текущие исследования по теме раннего детского развития (от 0 до 8 лет), на которых могли бы быть основаны программы подготовки и повышения квалификации;
2
Нет действующих ученых-исследователей в этой сфере, которые бы занимались фундаментальными исследованиями в сфере раннего детского развития;
3
Отсутствуют профессора и преподаватели, имеющие образование в ведущих вузах мира в данной сфере и обладающие достаточным уровнем знания английского языка, чтобы иметь возможность читать зарубежные исследования, которые, в основном, выходят на английском языке.
4
Низкий уровень тренеров Орлеу, которые не обладают актуальными данными и не могут провести качественное практическое обучение воспитателей;
5
Ограниченное количество курсов повышения квалификации для воспитателей, методистов и руководителей, а также неактуальные темы курсов и отсутствие практической составляющей;
6
Отсутствие тренеров, которые могли бы обучать тренеров Орлеу, ЦПМ, сотрудников Института раннего развития детей, а также методистов для дальнейшего распространения опыта;
7
Ограниченность специальностей до педагога дошкольного воспитания и обучения, тогда как в мире практикуется целостный подход к развитию ребенка с подготовкой специалистов в таких междисциплинарных сферах как «раннее детское развитие»;
8
Отсутствие специальной подготовки у государственных служащих, занимающихся вопросами детей (не только по дошкольному образованию, но и других);
9
Разделение специалистов сферы раннего детского развития только на специалистов дошкольного образования, психологов и педиатров, что создает дефицит кадров в смежных сферах и на стыках специальностей.
В 2021 году была принята Модель развития дошкольного воспитания и обучения, которая задает направление на соответствие системы мировым стандартам. В связи с этим, нужны глубокие изменения качества педагогов и воспитателей, что является сложной комплексной долгосрочной задачей, требующей такого же решения. Преподавательский состав в педагогических вузах и колледжах страны не способен подготовить соответствующие кадры для предлагаемых изменений в области раннего развития детей, поэтому требуется значительная их переподготовка и дальнейшая поддержка. Кроме того, в системе нет научных работников, которые бы вносили вклад в разработку эффективных политик и практик, основанных на научных доказательствах.
1) Gotsadze, T., & Karzhaubayeva, S. (2017). Evaluation of early child development and early childhood education in the Republic of Kazakhstan. Final report. RFP/KAZA/2016/010 UNICEF, Curatio International Foundation;
Ibragimova, G. K., Chesnokova, N. P., Mirza, N. V., & Shkutina, L. A. (2018). Assessing the quality of preschool education in Kazakhstan using the ECERS-R. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 8(5), 191–208.

2) Zachopoulou, E., Grammatikopoulos, V., & Gregoriadis, A. (2018). Early change: Description of a project for continuing professional development. In: Gregoriadis, A., Grammatikopoulos V., & Zachopoulou E. (Eds.). Professional development and quality in early childhood education. Palgrave Macmillan.

3) https://iac.kz/wp-content/uploads/2022/01/nacziona...

4) Harr. R. UNICEF. April 2022. 2021-2022 Knowledge, Attitudes and Practices Survey on Early Childhood Developmental Monitoring in Kazakhstan.
Made on
Tilda