АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Авторы: Айжан Рамазанова, Гаухар Киикова, Согдиана Чукурова, Дана Керимханова, Аида Исмаилова
В то время как первый детский сад в мире был основан во Франции в 1767 году, массовое дошкольное образование зародилось в России в начале двадцатого века (Таратухина и др., 2007). После русской революции в 1917 году в Алматы был открыт первый детский сад, в котором училось около трехсот детей (Жоумагожина, 1973). В 1921 году в стране действовало 115 детских садов.

Первая казахстанская феминистка Назипа Кульжанова была активным сторонником дошкольного образования и подчеркнула важность дошкольного образования в своей книге «Дошкольное воспитание» 1923 года (2019):
"Иногда человеку всю жизнь может не хватать тех качеств, которые прививает детсад. И уж совершенно точно, что знания, которые приобретаются в садике, намного важнее школьных"
— Назипа Кульжанова
Из-за активного вовлечения женского населения в социальную индустрию в советское время количество детских садов росло (ИАЦ, 2017a). До 1991 года сеть детских садов постепенно расширялась - до 8743, охватывая 51% детей в возрасте 1-6 лет (1 023 956 детей). Однако, после обретения независимости в 1991 году и перехода к рыночной экономике привело к неадекватному финансированию в области образования. По словам Anderson, Pomfret и Usseinova (2004), дошкольное образование пострадало больше всего.

К 2000-м годам начался масштабный охват дошкольным образованием. В 2010 году утверждена программа «Балапан» на 2010-2020 годы с целью дошкольного образования детей. Была поставлена амбициозная цель - обеспечить 100% доступ всех детей в возрасте от трех до шести лет к дошкольному образованию (МОН РК, 2016). Эта цель была почти достигнута в 2019 году и составила 98,5% (78,3% для детей в возрасте 1 - 6(7) лет) (IAC, 2020). Таким образом, с 2000 года количество организаций ДОО увеличилось почти в десять раз. Таким образом, на сегодняшний день количество детских садов является самым высоким за всю историю (Диаграмма 1), хотя проблема доступа и качества остается острой (МОН РК, 2019). Данный документ представляет краткий аналитический обзор качества дошкольного образования в Казахстане на основе имеющейся литературы.
Диаграмма 1. Число дошкольных учреждений
(Бюро национальной статистики, 2020)
Результаты международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA демонстрируют важность дошкольного образования. Учащиеся, посещавшие дошкольные организации образования, и чьи родители уделяли достаточное время для дополнительных занятий дома, заметно опережают своих сверстников по качеству знаний и навыков. Данный тренд наблюдается во всех странах-участницах исследования, в том числе и в Казахстане.

Наши школьники, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения и не проходившие домашнюю подготовку, отстают на 30 баллов и более по PIRLS 2016 и TIMSS 2015 соответственно (ИАЦ, 2018; ИАЦ, 2017b). Исследование PISA 2015 также подтверждает эту связь. «Обучающиеся с дошкольным образованием более одного года (32%), набирают на 21 балл больше своих сверстников, посещавших детский сад менее года (14%). Учащиеся без дошкольного образования отстают от своих сверстников, получавших ДО больше года, на более чем один учебный год (37 баллов) по естествознанию» (ИАЦ, 2017c, стр.53).

Согласно ОЭСР (2019), результаты последнего исследования PISA 2018 также подтверждают данный тренд и отмечается, что «ключ к успеху - помочь детям из неблагополучных семей развить такие познавательные, социальные и эмоциональные навыки, которые они могут не приобрести дома» (стр. 29).
Диаграмма 2. PIRLS 2016: в среднем, 4-классники, не посещавшие ДОО и не занимавшиеся с родителями, отстают на 30 баллов от детей 3 года и более обучавшихся в ДОО
Диаграмма 3. TIMSS 2015: учащиеся, не посещавшие ДОО и не проходившие домашнюю подготовку, отстают более чем на 30 балло
Диаграмма 4. PISA 2015: учащиеся без дошкольного образования отстают от своих сверстников, получавших ДО больше года, на более чем один учебный год (37 баллов) по естествознанию
Таким образом, посещение дошкольного образовательного учреждения является одним из важных факторов влияния на результаты наших школьников в международных исследованиях.
Качество дошкольного образования в Казахстане
Согласно отчету в рамках разработки стратегических направлений образовательных реформ в Казахстане на 2015-2020 годы (НУ ВШО, 2014), увеличение количества детей в дошкольных организациях не обязательно сопровождается улучшением качества образования. Это подтверждается долгосрочными исследованиями нобелевского лауреата экономиста Джеймса Хекмана (2011). По его словам (2017), низкое качество дошкольного образования может навредить ребенку. ОЭСР (2016) отмечает достижения казахстанских детских садов, но также заявляет, что необходимо предпринять действия для улучшения их качества. Всемирный банк (2014) в своем отчете заявляет, что Казахстану следует оценивать качество дошкольных учреждений либо путем наблюдения за учителями и их эффективности, либо путем мониторинга результатов развития ребенка, чтобы гарантировать, что инвестиции в данное направление имеют влияние.

Исследований на тему качества дошкольного образования в Казахстане не так много, но имеющиеся публикации подчеркивают низкое качество дошкольных учреждений и рекомендуют правительству расширить доступ к качественному ДО для всех детей путем повышения уровня человеческих ресурсов (Gotsadze & Karzhaubayeva, 2017; Ibragimova et al., 2018). Эта рекомендация также соответствует выводам международных исследований: качественное обучение учителей ДО и непрерывное профессиональное развитие оказывают благотворное влияние на качество ДО (Zachopoulou et al., 2018).

Исследование, проведенное с использованием международного инструмента ECERS-R, оценило дошкольные учреждения города Караганды в 2018 году (Ибрагимова и др., 2018). ECERS-R был адаптирован российскими исследователями для использования в российской дошкольной системе, которая похожа на казахстанскую систему, и ранее демонстрировала эффективность в оценке их качества. Средний балл для шестидесяти двух дошкольных классов, которые были оценены, составлял 4,1, при этом большинство классных комнат набрали менее 4,0 баллов по показателям «Занятия, взаимодействие, языковое мышление, а также пространство и обстановка». ECERS-R определяет высококачественные дошкольные учреждения, которые набирают 5-7 баллов, а дошкольные учреждения с оценкой в диапазоне от 3 до 4,9 имеют умеренное качество. Исследователи особо подчеркивали, что «учителя не замечают и не ценят чувства детей и не используют стратегии сотрудничества и разрешения конфликтов среди детей» (Ибрагимова и др., 2018, стр. 202).

Другое исследование, проведенное в 2018 году, включало интервью с правительственными чиновниками, директорами нескольких дошкольных учреждений и учителями (Needham et al., 2018). Государственные должностные лица говорили об изменении дошкольных учреждений и следовании подходу, ориентированному на ребенка, а воспитатели выразили желание следовать интересам детей, способствуя их обучению посредством игры. Похоже, что сотрудники, работающие с детьми, осознают важность менее структурированного обучения детей в раннем детстве, но не применяет его на практике. Авторы исследования также утверждают, что и директора, и сотрудники прямо указали, что они следуют всем стандартам, изложенным в нормативно-правовых документах (Needham et al., 2018). Структурированная типовая учебная программа, закрепленная в Стандарте, предоставляет мало возможностей для творчества учителей, поскольку дошкольные учреждения обязаны преподавать установленные часы предметов и использовать учебники, перечисленные в документе. Такой подход не позволяет следовать интересам детей, а основан на программе, которая ориентирована на предметные уроки и обязательно под контролем учителя. Одна из основных проблем, упомянутых в интервью как политиками, так и практиками, заключалась в том, что у руководителей и воспитателей детских садов ограниченный опыт в применении игровых подходов (Needham et al., 2018). Таким образом, из этого исследования видно, что педагоги детских садов в Казахстане нуждаются в более практическом обучении, которое поможет им связать знания с практикой и укрепить свои компетенции в данной области.

Анализ результатов опроса педагогов
С какими сложностями сталкивается педагог дошкольного образования в Казахстане? Кто, как не люди, приводящие механизм в работу, знают лучше всех о его изъянах. В нашем случае, эти люди – педагоги. В результате опроса, проведённого в рамках проекта «Ел Үміті» (433 респондента), были выявлены сложности, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного образования в выполнении своих обязанностей.

Для 75% респондентов сложности в наибольшей степени вызывают бюрократические процессы, для 28% - ограниченность свободы педагога нормами. У 15,7% участников опроса сложности в ежедневной работе возникают в общении с родителями детей. Были респонденты, которые не сталкиваются ни с какими сложностями в работе (3,2%).

Следует отметить, что при работе с детьми самым распространённым вызовом для педагогов является работа с перенаполненными группами. Также, они сообщили о сложностях в применении индивидуального подхода и работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Почти 10% респондентов сталкиваются с проблемами при контролировании детей, работе с их эмоциями и выстраивании коммуникации в группе. Такое же количество респондентов отметили, что не сталкиваются с трудностями при работе с детьми (см. диаграмму).

Большинство респондентов отметили, что им не хватает знаний по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (57%), почти четверть - работе с родителями. Также, часть педагогов нуждается в знаниях по психовозрастным особенностям детей (15,2%), педагогике в раннем развитии детей (9%), оцениванию прогресса детей (9%), применению свободной игры и планированию занятий (по 5,3%) . Семнадцать респондентов не испытывают нехватку знаний в работе.

Примеры цитат педагогов, приведённые в Приложении, раскрывают лишь часть существующих проблем и свидетельствуют об острой необходимости качественных и кардинальных перемен в системе дошкольного образования.

Анализ результатов опроса родителей
В 2020 году также командой был проведен онлайн опрос среди родителей дошкольников. Всего в опросе приняло участие 239 респондентов. Среди них 95% - проживающих в городе, из них 59,4% опрошенных проживают в г.Нурсултан, 14,6% - в г.Алматы. У 67% респондентов двое и более детей, 83% имеют детей в возрасте до 4 лет. Почти одна треть (31,8%) детей опрошенных посещают государственный сад, еще одна треть (33,5%) ходят в частный детский сад, 13,8% - в центр развития, 15,1% - никуда не ходит. 61,1% идут в организацию дошкольного образования на полный день, 17.5% - на пол-дня, 6,1% - посещают несколько раз в неделю.

На вопрос «Что для Вас важно в дошкольном учреждении?» тремя лидерами среди ответов стали:

· «Бережное отношение к ребенку» (76,3%),

· «Чтобы ребенок ходил с удовольствием» (72%),

· «Качество подготовки педагогов» (57,1%).

Далее следуют «Игровое обучение» (51,7%), «Качество еды» (49,2%), «Качество академических знаний и навыков» (48,8%), «Материально-техническая база» (23,3%) и «Инклюзивность» (12,1%).

Среди ответов родители также отмечали важность близкого расположения от дома, небольшие группы и возможность выбора дополнительных занятий.

Среди основных проблем, с которыми родители сталкиваются в контексте дошкольных учреждений, ведущими оказались:

· «Качество подготовки кадров» (51,2%),

· «Количество детей в группе» (48,8%) и

· «Стоимость услуг» (42,9%).

Одну треть опрашиваемых (32,9%) не устраивает отношение к ребенку, еще одна треть (30,8%) отметила проблему «Отсутствия выбора среди дошкольных учреждений».

Среди других проблем были выбраны «Отсутствие материально-технической базы» (22,1%), «Отсутствие доступа к дошкольных учреждений» (19,6%), «Отсутствие инклюзии» (12,1%) и «Слишком большая академическая нагрузка» (7,1%).

Кроме того, некоторые родители отмечали проблему питания (слишком много сахара, не учитываются потребности детей-аллергиков и т.д.), отношения к воспитателям, низкого качества преподавания.

На вопрос, какие изменения необходимы в области дошкольного образования, было предложено следующее:

• Методика обучения дошкольников – большинство респондентов отметили, что процесс обучения является сухим, присутствует много теории, мало игр, нет взаимоотношений учителя и ребёнка.

• Отношение к ребенку недостаточно уважительное. Указаны случаи, когда воспитатели обращаются к детям в приказном тоне, могут повысить голос. Такая среда обучения не является благоприятной для ребенка.

• Много ответов было касательно проблем с профессиональными кадрами, такими, как нехватка кадров, отсутствие мотивации для воспитателей, политики удержания молодых специалистов, качественного образования кадров в соответствии с новыми методиками.

• Очевидна проблема заработной платы, которая также была озвучена родителями, которые, в свою очередь, озабочены и заинтересованы, чтобы труд воспитателя был бы по праву оплачен в достаточном количестве в качестве мотивации и престижа профессии.

• Были отмечены проблемы соотношения «воспитатель-ребёнок» в саду, так как воспитатель не успевает уследить за каждым ребенком, что влияет на качество обучения, взаимодействия, развитие социально-эмоциональных навыков и безопасности.

• Игровой подход обучения был востребован родителями, так как это является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Дети не заинтересованы сидеть долгое время за партой, и не воспринимают предоставленную информацию должным образом.

• Вопрос качественного питания в организациях ДО был озвучен в качестве проблемы.

• Нехватка количества ДО, особенно яслей. Проблема касается родителей, которые хотят работать по истечению срока выплат по уходу за ребенком, но проблема нехватки мест в садах, отсутствия ясельных групп для детей от года не позволяет решить финансовые проблемы семьи.

• Помещения и материально-техническая база существующих ДО, согласно респондентам недостаточно оснащены и не всегда соответствуют санитарным нормам.

• Вопрос безопасности был озвучен 8 раз, родители предпочитают наблюдать за происходящим по камерам.

• Цены на организации ДО отмечены, как неоправданно высокие.

• По словам родителей программа ДО не согласована с программой начальной школы, и дети не подготовлены к школе.

• Также, отсутствует либо существует ограниченная коммуникация с родителями со стороны администрации, воспитателей.

Идеальным детским садом родители считают тот, в который их ребенок ходит с удовольствием, и где к нему относятся как к личности, где он учится посредством игры, познает окружающую среду, часто гуляет на свежем воздухе. В идеальном саду воспитатели любят свою работу и получают качественное образование и повышение квалификации, администрация применяет научно-исследовательский подход в отношении качества образования, условий в огранизации дошкольного образования, выдерживает соотношение «воспитатель-ребенок» 1:8-10. Цену идеального садика предлагают сделать более доступной.

Каким образом улучшить качество дошкольного образования?
С 2020 года впервые вопрос качества дошкольного образования широко обсуждается казахстанской общественностью. В последней государственной программе упоминается, что с 2011 года сеть дошкольных организаций выросла в 1,5 раза (при этом частных - более чем в 7 раз), но «участились случаи критики со стороны общественности в части материально-технической оснащенности детских садов и качества воспитательного процесса в них» (МОН РК, 2019, стр. 12). В Государственной программе также отражена проблема низкого качества подготовки учителей: 41,8 % педагогических работников не имеют образования по специальности "Дошкольное воспитание и обучение". Наблюдается медленное развитие инклюзивного образования в системе дошкольного образования (28,2 % детей охвачены инклюзивным дошкольным образованием). Однако в целевых индикаторах государственной программы только упоминается охват дошкольным воспитанием и обучением (для детей от 1 до 6 лет - 85,3 %, от 3 до 6 лет - 100 %), а в качестве мер по повышению качества дошкольного образования - введение поэтапного лицензирования их деятельности и рейтинг дошкольных организаций с включением в него родительской оценки. Эти меры являются фрагментарными и могут даже ухудшить ситуацию с качеством дошкольного образования в стране.

В мае 2020 года на заседании национального совета общественного доверия Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил (Strategy2050.kz, 2020), что:

Система раннего развития наших детей также не соответствует международным стандартам. Мы должны активно развивать дошкольное образование, обеспечивать преемственность программ со школьной. В ближайшее время охват детей от трех до шести лет дошкольным воспитанием и обучением будет доведен до 100%. Вместе с тем, у нас пока нет полноценной модели дошкольного развития. Правительству следует разработать ее до конца года.

Эксперты утверждают, что политику, направленную на улучшение качества образования, можно реализовать только при условии, что все заинтересованные стороны понимают основную цель дошкольного сектора с точки зрения роста и развития ребенка (НУ ВШО, 2014). Программы подготовки и профессионального развития для педагогов учреждений дошкольного образования должны основываться на отдельном разъяснении общей цели дошкольного образования, как важного этапа в развитии и благополучии детей, а также на более глубоком понимании обучения детей и условий и опыта, которые наилучшим образом поддерживают и обогащают такое обучение. Если дошкольные учреждения будут восприниматься исключительно в виде механизма, который способствует увеличению женщин на рынке труда, то очевидно, что дошкольные учреждения никогда не станут институтами, предоставляющими полное и разностороннее образование для ребенка (Всемирный Банк, 2012). Ниже представлена схема перехода от традиционной к обновленной системе организации раннего и дошкольного образования, отраженная в отчете НУ ВШО (2014).
Очевидно, что советская система, возможно, и была успешной, но это соответствовало потребностям того времени, когда нужны были работники заводов и фабрик, действующие в рамках определенных инструкций. Сегодня для решения таких глобальных проблем, как пандемия, требуется креативное и критическое мышление, которое невозможно развивать в среде, где детей учат делать все по шаблону.

В Казахстане существует нехватка научных исследований в области раннего развития детей и дошкольного образования, поэтому отсутствует доказательная база для выстраивания политики в области дошкольного образования. Однако имеются мировые научные исследования и практики, которые важно использовать в принятии решений, а также развивать внутренний исследовательский потенциал в области раннего развития детей в Казахстане.

Список литературы:


IAC. (2017a). National Report on status and development of education in Kazakhstan (during the period of 25 years of indepedence). Retrieved May 25, 2018, from: http://iac.kz/sites/default/files/nacdok-2017_ot_kgk_final_09.08.2017_10.00-ilovepdf-compressed.pdf

ИАЦ (2017b). Результаты Казахстана в TIMSS-2016. http://iac.kz/sites/default/files/1_nac_otchet_tims_2015_russ_pdf_0.pdf

ИАЦ (2017c). Основные результаты международного исследования PISA-2015. http://iac.kz/sites/default/files/nac_otchet_pisa-2015_final.pdf

ИАЦ (2018). Результаты Казахстана в PIRLS-2016. http://iac.kz/ru/events/rezultaty-kazahstana-v-pirls-2016

ОЭСР (2019). PISA 2018. Insights and interpretations. https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf

Nazarbayev University Graduate School of Education (2014) Development of Strategic Directions for Education Reforms in Kazakhstan for 2015-2020, Diagnostic report. Astana: Indigo print.

Heckman, James J., Jora Stixrud, and Sergio Urzua (2006). "The Effects of Cognitive and Noncognitive Abilities on Labor Market Outcomes and Social Behavior," Journal of Labor Economics, vol. 24 (July), pp. 411-82.

Всемирный банк (2012) Качество и равенство в образовании в Казахстане: Анализ результатов данных PISA 2009, Всемирный банк, Май 31st 2012

Zhoumagozhina, R. (1973). From the history of early childhood development in country. Journal of Primary School, 12, 22–26.

Needham, M., Kuleimenov, D., & Soltanbekova, A. (2018). Sticking and tipping points: a case study of preschool education policy and practice in Astana, Kazakhstan. European Early Childhood Education Research Journal, 26(3), 432-445.

Heckman, J. (2011). The Economics of Inequality: The Value of Early Childhood Education. AmericanEducator, v35 n1 p31-35, 47 Spr 2011 https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ920516.pdf

Anderson, K. H., Pomfret, R., & Usseinova, N. (2004). Education in Central Asia during the transition to a market economy. The challenges of education in Central Asia, 131-152.

Nurlanov, Y. & Sultangaziyeva, Sh. (2016). Comparative analysis of the system of preschool education of Kazakhstan with OECD countries. IAC.

Strategy2050.kz. (2020).КАК БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ https://strategy2050.kz/ru/news/kak-budet-razvivatsya-doshkolnoe-obrazovanie-v-kazakhstane-/

МОН РК (2019). Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/14703?lang=ru

Кульжанова, Н. (2019). Дошкольное воспитание (отрывки). http://midedu.ozin-ozi-tanu.kz/meeting/show/id/4390

Приложение. Цитаты учителей

«Нет НИИ, занимающихся разработкой инновационных программ для дошкольников, нет качественной методической литературы на казахском языке, а пользоваться источниками других стран не разрешено» (респондент №312)

«...Хотелось бы, чтобы было больше доверия педагогам, а не слежка и работа под камерами. Чтобы ввели понятия "Ветеран труда" с соответствующими льготами. Чтобы раньше выходили на пенсию, не в 63 года, ведь согласитесь в таком возрасте очень трудно физически поспевать за малыми детьми. Хотя бы сделали какой то порог стажа, 30 лет и льготная пенсия. Для чего педагогу отработавшему почти 40 лет проходить тестирование, доказывая, что за столько лет работы он не стал мастером своего дела!!!! А тесты многие не проходят, уже память не та, да и теория уже не наш конёк! Зачем перед выходом на пенсию, если не сдал тест понижать категорию???? Разве это социальная справедливость???» (респондент №407)

«Статус педагога всегда ущемляется родителями, которые ведут себя неадекватно по отношению к воспитателям детей. Очень много необоснованных жалоб, особенно если этот родитель работает где-то в акимате, министерстве или какие-нибудь бизнесмены. Нужно особое внимание уделить статусу педагогов. В гос.садах очень много детей в 1 группе по 30-35. На практике уследить за каждым сложно, еще и бумажная работа есть, и оформление группы и тд. Количество должно быть снижено и открыты новые детские сады.» (респондент №276)

«Подушевая оплата вот это проблема. Если у ребёнка слабый иммунитет, у родителей выходной, захотели к бабушке, просто пропустили 2, 3 дня, почему должен страдать воспитатель, который отрабатывает свои часы с излишкой?» (респондент №270)

«Есть воспитатели, которые работают от души, не ради денег, а ради детей.
У них блестят глаза во время работы. Но все эти постоянные проверки обламывают крылья. И желание работать угасает.» (респондент №71)

«"Жалпы мдм жұмыс жасау қиын, әсіресе егде жастағы әйелдерге (тұрып, отыру, жаттығу жасау, бала артынан тынымсыз жүру, әндету, ойнату, секіру т. б.) сондықтан 50-53 жастан бастап пенсияға шығару керек. Мен үлкен кісілерге қарап жаным ашиды, амалсыз жүрген адамдар (өздерін әрең алып жүр), әрине сапа да төмен болады. Бізде педагогтарды ойға да, қырға да салады, дала тазалау, оформление территории, көшеден бала жинау, ремонт жасау, жаз болса болды краскадан көз ашпаймыз, бітпейтін жиналыстар, анда бар, мында бар, ал төлейтін ақшасынан жылағым келеді. Осыны жөніне келтіретін адам болса!!!» (№89 жауап беруші)

«Жаль, что исчезли занятия рисованием, аппликацией, где ребенок мог творить. На смену пришли шаблонные тетради, которые абсолютно не дают ребенку шансов на самовыражение. Исчезли экскурсии.» (респондент №90)

«Я шла в эту сферу чтобы давать детям знания и быть развитыми во всех областях личностями. Но столкнувшись с жестокой реальностью, и годами практики понимаешь, что у истоков знаний для нашего поколения стоят одни теоретики, они может и образованные, но они не знают как происходит на самом деле в садах. Они не варились в этой кухне годами, поэтому то, что они предлагают нереально для сегодняшнего времени. И нужно подстраивать программу для детей так, чтобы им было интересно. После этого они и будут хотеть идти в садик, после этого будут воспитателя считать за человека, а не за мусор об который можно вытереть ноги. Кажется, что воспитатель в Казахстане, как и в большинстве стран мира считается некой тряпкой, и если ты не понравился родителю, или ребенок что-то сказал, то ты автоматически становишься монстром.» (респондент №90)

«Главная цель в частных садах, к большому сожалению, - личное обогащение учредителей. Экономия на всём и всех.» (респондент №225)

«Знаю методики для обучения детей с потребностями, но для этого не хватает рук и времени, с такими детьми эффективно использовать индивидуальный подход, но оставить других детей без внимания сложно.» (респондент №432)

«Много времени уходит на ведение ненужных бумаг. Я бы лучше это время потратила бы на коррекцию ребенка. Не понимаю зачем тех карта психологу. Мы исходим от возможностей детей, каждый раз усложняя задачу или упрощая. Мы подстраиваем под настроение детей, мы не можем провести занятие по тому, как написали. А написать на каждого ребенка индивидуальную тех карту, на каждый урок, это работать только на бумаге, а дети пусть со своими проблемами сами как-нибудь» (респондент №96)

«Оснащенность современными технологиями (отсутствие компьютера, доступа в интернет, проектора и т.д., нет обучающих повышающих профессионализм мастер-классов, курсов)» (респондент №430)

«Бағдарламаларды ауыстыра бермеу керек. Оларда болып жатқан өзгерістерді тамыз айының ішінде аяқтау керек. Ал бізде керісінше, қараша айына дейін жүреді өзгерістер. Əсіресе сағат сандары жəне өтілетін сабақтарды санын ауыстыра береді. Мысалы, сауат ашуды қыркүйек айында екі сағат деді. Перспективті жоспарды жазып, сабақ кестесіне қойып, аптасына екі реттен өтіп желтоқсан айы біткенде біздікі дұрыс емес екен деді де, перспект.жоспарды қайта жазғызды аптасына бір сағат етіп.Аптасына бір сағат етіп əріптердің бəрін таныстырып үлгермейсің ғой мектеп алды тобына. Жағдай осындай. Сондықтан оқу жылы басталмай жатып шешу керек...» (№24 жауап беруші)

«Жыл сайын типтік бағдарламаны өзгертудің қажеті жоқ деп ойлаймын. Мысалы бұрын коммуникация болса, биыл қатынас бір сөзді қайта-қайта ауыстырып қағазды көбейткенше. Бұндай болмайтын өзгерістер бірнешеу. Мектепке дейінгі мекемелерге ойыншық, жаңа интеллектуалдық, логикалық ойындар балаларға берілсе, сосын әр мемлекеттік балабақшалар ауласына балаларға ойын алаңына ойыншықтар берілсе. Артық кем болса кешірім өтінем.» (№117 жауап беруші)

«Менің қалауым: жалақыны жоғарылату. Тəрбиешінің мəртебесін беделін көтеру. Тəрбиешілерге дұрыс түсіністікпен қарау, педагог ретінде қабылдайтын адамдар аз.əдетте тəрбиеші деген атымыз ғана біз дворник,садавод болып кетеміз. Шөп жұлу, сыпыру, қар күреу жұмыстарын бəрін тəрбиеші істейді. Тəрбиеші тек балаларды тəрбиелеу керек. Ең бастысы қағазбастылықты азайтса деген қалауым бар.» (№161 жауап беруші)

«Педагогтың жұмысы алға жүру үшін,күнделікті жұмысын алаңсыз қызығушылықпен өткізу үшін барлық жағдайлар жасалу керек. Мысалы: шамадан тыс қағаз жұмысы өте көп. Қағаз жұмысы көп болғандықтан тәрбиеші балаға емес сол қағазды жасау үшін алаңдаулы болады да, балаларға да, отбасына да мүлде көңіл бөлу мүмкіндігі болмайды. Содан кейін балабақшаға керек заттар: ойыншық, компьютер, принтер, А4 қағазы барлығы бөлініп отырса. Өйткені, материалдық жағдайы төмен жұмысшыға өте ауыр тиеді. Мен өз мамандығымды өте қатты жақсы көремін!» (№198 жауап беруші)
Made on
Tilda